|
По-настоящему успешный год для КАМАЗа. Так оценили итоги деятельности ОАО в 2006-м году акционеры компании на собрании, состоявшемся 26 июня в Набережных Челнах.
29/06/2007 08:54:26 Новости ОАО КАМАЗ
|
Основания для такого вывода - более чем убедительные. Согласно данным, приведенным в отчетном докладе генерального директора КАМАЗа Сергея Когогина, компания развивалась рекордными темпами по всем без исключения направлениям деятельности. Например, объемы производства товарной продукции выросли в сравнении с 2005 годом более чем на 35% - показатель особо впечатляющий, если учесть весьма высокую базу, ведь в 2002-2005 годах ежегодный рост объемов производства и продаж составлял 20%. "Ни одно предприятие автопрома России не имеет таких темпов роста",- заметил генеральный директор КАМАЗа. Объемы выпуска и продаж грузовых автомобилей увеличились до 43,7 тысячи единиц: по сравнению с 2005 годом - на 35,2%, а по сравнению с 2001 годом - почти в 2 раза. Продажи на внутреннем рынке выросли за 6 лет в 1,66 раза, экспорт автомобилей увеличился в 3,87 раза.
Соответственно росла и чистая прибыль, составившая по основному обществу в 2006 году 721 млн. рублей, а по группе компаний "КАМАЗ" - 1 млрд. 407 млн. рублей против 320,5 млн. руб. в 2005 году (рост более чем в 4 раза), с 0,6 до 1,8 процента выросла рентабельность производства. По словам Сергея Когогина, к 2010 году автогигант рассчитается со всеми своими долгами. "Наша компания полностью выполняет условия реструктуризации. Над компанией окончательно перестала висеть угроза банкротства. Несмотря на усиливающуюся конкуренцию со стороны иностранных производителей, КАМАЗ продолжает идти динамичным курсом", - отметил генеральный директор.
Разумеется, у этих достижений много слагаемых, но в первую очередь надо, по-видимому, отметить планомерную и кропотливую работу по снижению издержек, внедрению передовых технологий, тонкую и в то же время агрессивную маркетинговую политику и общее понимание путей развития компании среди мажоритарных акционеров, правительств России и Татарстана. Ну и, разумеется, впечатляющий рост инвестиционного спроса, вызванный общим оздоровлением экономики страны и прямо влияющий на темпы и объемы сбыта грузовых автомобилей разных модификаций и сфер применения.
В совокупности перечисленные обстоятельства позволили акционерам, руководству КАМАЗа поставить перед собой амбициозные задачи на текущий год и ближнесрочную перспективу: Сергей Когогин заявил, что в 2007 году КАМАЗ увеличит выпуск автомобилей еще на 21% - до 53 тысяч грузовиков. Чтобы добиться такого результата, предстоит не просто наращивать производство большегрузов, поставленное "на поток", но и заметно расширить их модельный ряд. Например, на предприятии начато серийное производство модернизированной модели "КАМАЗ-5460М" (“КАМАЗ-5460-046-22" и "КАМАЗ-5460-048-22") под названием "Стайер", планируется выпуск магистрального седельного тягача "КАМАЗ-5480"; самое серьезное внимание продолжает уделяться оснащению всех камских большегрузов двигателями стандарта "Евро-3", повышенное внимание будет уделяться кооперации с партнерами по производству спецтехники.
Понятно, что реализация таких планов требует масштабных инвестиций - по оценке Сергея Когогина, для успешного развития предприятия потребуется не менее 48 млрд. рублей. Вопрос об их источниках был раскрыт на собрании акционеров довольно лапидарно, скажем так, но кое-что конкретное все же прозвучало. Например, были одобрены сделки между ОАО "КАМАЗ" и ОАО "ВТБ". Речь, в частности, идет о ссуде банка в размере 4 млрд. рублей, которая в основном пойдет на финансирование программ разработки и освоения автомобилей с двигателями экологического уровня "Евро-3", автомобилей тяжелого и среднетоннажного семейств, магистральных тягачей, а также лизинговых программ.
Кроме того, по словам Сергея Когогина, Минэкономразвития РФ договорилось с Правительством РТ о дополнительной эмиссии акций предприятия во второй половине 2008 года, в результате которой КАМАЗ рассчитывает получить около 300 млн. долларов США. Примечательна в связи с этим позиция правительства России, которую выразил принимавший участие в собрании акционеров КАМАЗа директор Департамента структурной и инвестиционной политики Минпромэнерго РФ Андрей Дементьев: отметив, что допэмиссия повлечет за собой уменьшение госпакета, он подчеркнул, что государство сознательно идет на это, так как "для нас более приоритетной является динамика развития предприятия, чем приватизационные процессы".
Надо заметить, что наступившая, наконец, определенность с IPO КАМАЗа, помноженная на очевидные производственные и финансовые успехи компании, привела к резкому росту котировок акций ОАО на фондовом рынке (только за год рыночная стоимость компании увеличилась вдвое, а за последние несколько лет стоимость акций возросла с 27 центов до трех долларов). Правда, несколько смущает предполагаемая оферта по выкупу пакетов миноритарных акционеров: как сообщил журналистам Сергей Когогин, Совет директоров ОАО "КАМАЗ" намерен предложить акционерам установить цену выкупа в 83 рубля. Это заметно меньше текущих котировок акций на ММВБ (колеблющихся на неделе в пределах 116-111 рублей за акцию) и вряд ли приведет к росту котировок на бирже в ближайшее время. Хотя для работников КАМАЗа, наделенных в свое время акциями предприятия с номинальной ценой чуть выше 50 рублей (таких около 80 тысяч человек, в том числе значительное количество пенсионеров) цена выкупа представляется вполне приемлемой.
Кстати, сама идея выкупа акций обществом с их последующим погашением вызвала волну комментариев финансовых аналитиков, некоторые из которых сделали вывод, что таким образом бенефицианты КАМАЗа хотят подстраховаться от консолидации значимого пакета в руках "чужих" в контексте готовящегося IPO. Теоретически можно предположить и такое, но вряд ли со своими акциями расстанутся по предложенной цене более 10% миноритариев, а такой объем - это не то, за что имеет смысл бороться неким "чужакам", тем более что с недавних пор на рынке окрепло убеждение, что контрольный пакет КАМАЗа уже консолидирован. (Подробнее об этом см. "ВиД" за 17.05.07 г.) Так что истинной представляется официальная причина готовящегося выкупа, озвученная на собрании акционеров - желание разрядить нервозную обстановку вокруг невыплаты дивидендов. Как уточнил Сергей Когогин, "физических лиц, в том числе пенсионеров, поднимающих вопрос выплаты дивидендов, менее 2 процентов от общего количества, но по нашей политике мы должны выплачивать до 20 процентов от чистой прибыли компании - это огромные средства, выплата которых не позволит нам развиваться".
Совершенно в русле такой установки собрание акционеров приняло решение направить на развитие всю чистую прибыль, полученную по итогам 2006 года.
Что же касается официальной оферты по выкупу и последующему погашению акций, то решение об этом должно быть принято
6 августа на внеочередном собрании акционеров ОАО "КАМАЗ".
Выступая перед акционерами после того, как были рассмотрены все вопросы повестки дня, Премьер-министр РТ Рустам Минниханов подчеркнул, что "сегодня мы подвели итоги работы одного из крупнейших предприятий Татарстана, которое является во многом бюджетообразующим предприятием для республики и градообразующим для Челнов. Люди, заинтересованные в дальнейшей судьбе КАМАЗа", - продолжал Премьер, - понимают, что предприятие сегодня выходит на новый качественный уровень и требования акционеров совершенно другие. Но они должны понимать, что автогигант только встает на ноги и имеет очень хорошие перспективы. Президентом РТ поставлена совершенно новая задача - создание автомобильного кластера в Татарстане. Базовым предприятием для ее решения будет КАМАЗ. В этом вопросе уже проведена большая работа - на КИП "Мастер" свыше 100 предприятий имеют возможность развивать производство автокомпонентов. Мы уже подали заявку на строительство третьей очереди этого предприятия с дополнительными 140 тысячами кв. м производственных помещений. Строительство будет завершено в течение полутора лет. Кроме того, ОЭЗ "Алабуга" также будет ориентирована на КАМАЗ - это производство автокомпонентов. Вторая задача - это доведение компании "КАМАЗ" до уровня мирового автопроизводителя. Создание совместных проектов ZF KAMA и Cummins Kama - это только начало. Помимо этого на плечи автогиганта и одной из западных компаний ложится проект по производству новых современных тракторов, которые очень востребованы в России", - отметил Премьер-министр РТ.
Вместо послесловия
Не менее, а для журналистов, пожалуй, и более интересной, чем само собрание акционеров, была пресс-конференция, устроенная после окончания собрания. На вопросы представителей СМИ отвечали Премьер-министр РТ Рустам Минниханов, гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин, директор Департамента структурной и инвестиционной политики Министерства промышленности и энергетики РФ Андрей Дементьев и мэр Челнов Ильдар Халиков, также принявший участие в собрании акционеров.
Рустам Минниханов, например, сообщил, что на сегодняшний день порядка 29 процентов акций (с учетом компании "КАМАЗ-капитал") находится в руках татарстанцев; Андрей Дементьев - что в ближайшее время не планируется приватизировать госпакет акций ОАО "КАМАЗ".
Ильдар Халиков особо отметил, что рост экономики КАМАЗа напрямую способствует аналогичному показателю автограда - на сегодняшний день общий рост экономики в Челнах составляет более 140 процентов по отношению к соответствующему периоду прошлого года и, безусловно, основной рост дает ОАО "КАМАЗ".
"Приход в Челны крупных инвесторов, появление новых производств, спортивных и торговых объектов осуществляется благодаря росту производства и экономики автогиганта, - подчеркнул городской глава. - Вопрос кадров - это проблема не только КАМАЗа, но и муниципалитета и Правительства РТ. Сегодня готовится проект по привлечению трудовых ресурсов в Челны из других районов РТ, и КАМАЗ и "Северсталь-авто" готовы нести расходы по подготовке и обучению этих специалистов", - отметил Ильдар Халиков.
Сергей Когогин, признав наличие кадрового дефицита на автогиганте (около 3 тысяч человек), заявил, что он будет устранен в течение 3-4 месяцев. Гендиректор напомнил, что с этого года Правительство РТ приступило к модернизации в подготовке рабочих специальностей посредством создания образовательных автономных учреждений, которые будут готовить специалистов для конкретных предприятий.
Премьер-министр РТ Рустам Минниханов дал высокую оценку социальным программам автогиганта, затрачивающего на эти цели большие средства.
Мэр Челнов Ильдар Халиков добавил, что социальный пакет ОАО "КАМАЗ" оценивается в 385 млн. руб. Кроме того, автогигант поддерживает школы и вузы, вводя собственные гранты для лучших образовательных учреждений.
Ну а самым амбициозным и многообещающим стало заявление Сергея Когогина, что на КАМАЗе вводится японская культура производства - по примеру мирового лидера в автомобилестроении компании Toyota.
"Тойота" является "автором" системы, которую мы намерены внедрить, - рассказал Сергей Анатольевич. - В России первыми ее внедрила группа "ГАЗ", которая сейчас добивается хороших результатов. На КАМАЗе проведена вся подготовительная работа - мы заразили идеей персонал, провели необходимый цикл обучения наиболее инициативных людей, начиная от высшего менеджера и среднего персонала до начальников цехов и мастеров. Сдерживает одна проблема - такие кардинальные изменения в мышлении очень тяжело проходят в период бурного роста. Поэтому нам придется на какое-то время пожертвовать темпами роста ради дальнейшего развития компании. На ряде вспомогательных производств за счет этого в 3-4 раза повысится производительность труда и пропускная способность автомобилей", - заверил генеральный директор КАМАЗа.
Что же, дай Бог.
Источник: Светлана СОКОЛОВА, Юрий АЛАЕВ, "ВиД" |
Новости компании «СТАРТ»
|
Содержание
ООО "ТСК"СовАтоКам" - Все модели КАМАЗ по минимальным ценам Доставка автомобилей и запчастей КАМАЗ в любые регионы.
Cообщение для ООО «СовАтоКам»
|